Увы, в жизни всё оказалось немного сложнее. В то время мой лодочный парк состоял из старенькой отцовской Омеги. Соорудив простенький кронштейн, ранним утром я уже рассекал воды Цимлянки в надежде найти огромную стаю жирующего судака. Приборчик исправно рисовал рельеф дна, иногда даже показывал рыбу... Найдя с его помощью бровку и увидя на экране три крупных рыбины, опустил в воду 10 метров верёвки с огромным камнем и начал её бомбить джигом. Нетрудно догадаться, что дальше последовала, как это сейчас принято говорить на рыбацком слэнге, встреча с Петровичем... Не беда, подумал я и принялся поднимать якорь. Бодро подняв булыжник с глубины, ощутил, что и без того не горячие пальцы немного подмёрзли (дело было в октябре), а на дне лодки образовалась грязная илистая лужа... Сам бог велел погрести и немного согреться. Эхолот продолжал рисовать бровки, благо на Цимлянке их предостаточно, вот только на какой заякориться? Дабы не утомлять читателя излишними деталями, скажу только, что в тот день, изрядно намучавшись с якорем и греблей, я, как и положено нормальному среднестатистическому подмосковному рыболову, окончательно попал в радушные объятия седовласого старика — на дне лодки, среди илистой жижи, уныло лежали три подмосковных окунька весом по 150 г...
Пробовал использовать приборчик зимой... Нет, он, конечно, исправно показывал глубину и даже работал при –20 градусах... но многократного увеличения уловов, увы, я не почувствовал, зато я очень хорошо почувствовал вес аккумулятора, который к концу рыбалки из мотоциклетного начинал превращаться в автомобильный!!!
Тоже самое продолжилось и в 1999 году. Да, Александр Борисович, похоже вас в очередной раз круто надули, сказал я сам себе и с лукавым выражением лица задвинул чудо-телевизор в дальний ящик стенки...
Так продолжалось до 2001 г., пока я не решился купить свою первую лодку и мотор... Надо сказать, при их покупке я очень сильно сомневался, на чём остановить свой выбор. Нет, конечно, ПВХ длиной 4 метра или большая кастрюля с мотором 25-30 сил — это круто, никто не спорит, что лучше быть богатым и здоровым. Тем не менее меня не покидал риторический вопрос: во сколько крат возрастут мои уловы за такие немалые деньги? А вдруг всё окажется, как с эхолотом?
Один из основных законов материалистической диалектики гласит, что количество рано или поздно должно перейти в качество. К счастью, в моём случае всё так и получилось. Купив самый маленький комплект и соединив лодку, мотор и эхолот в одном месте и в одно время, я всеми фибрами души ощутил, что рыбалка приобрела для меня совершенно новый смысл, а самое главное — уловы действительно возросли! Теперь я мог в динамике отслеживать рельеф дна, искать коряжники и бровки, идти строго по бровке, с упреждением менять отпуск лески, чтобы изменить горизонт проводки и т.д. Попробуем понять, на что нужно обращать внимание при покупке эхолота, или какие параметры для нас важны.
- Разрешение экрана. Как правило, именно этот параметр больше всего влияет на цену эхолота. В принципе, даже небольшого разрешения достаточно, чтобы не только отслеживать рельеф дна, но и искать коряжники. Поэтому, если средств для покупки дорогого эхолота недостаточно, вполне можно обойтись экраном с небольшим разрешением. И тем не менее, всё-таки мне больше импонируют эхолоты с большим экраном и разрешением, как правило от 320 точек по вертикали. Трудно объяснить, почему. Здесь напрашивается аналогия с монитором компьютера, вроде буквы на мониторе одни и те же, а вот работать за большим монитором приятнее. Ведь большую часть времени мы смотрим именно на эхолот. Кстати, подметил для себя одну интересную особенность — на показания эхолота в динамике, как и на огонь, можно смотреть бесконечно долго, они не надоедают. Сказывается ещё один момент. Всё-таки эхолот — пока единственный прибор, который хоть как-то приоткрывает нам завесу перед тайнами подводного мира. Поэтому максимальная детализация донного рельефа всегда интересна и полезна. Чтобы с ещё большей детализацией рассмотреть структуру донного рельефа, рекомендуется перевести эхолот в режим ZOOM (увеличение), что позволяет в 1,5-2 раза увеличить изображение придонного слоя. Как вы уже поняли, именно он интересует в первую очередь троллингиста. В этом режиме 240-320 пикселов экрана отображают не всю толщу воды, а только её придонный слой. Желательно, чтобы границу ZOOMa можно было задавать вручную.
- Число и ширина лучей. Исходя из вышесказанного, нас вполне устроит однолучевой датчик с углом 8-20 градусов. Именно такие датчики наиболее реалистично отображают донный рельеф. Желательно, чтобы датчик был небольших размеров и округлых форм и не создавал много брызг при глиссировании...
- Питание. Желательно — 12 В. Это удобно тем, что аккумулятор можно подзаряжать прямо в дороге, от прикуривателя, причём безо всяких стабилизаторов. Достаточно найти простой разъём в прикуриватель, подпаять к нему два провода — и всё! При работающем двигателе напряжения вполне достаточно, чтобы зарядить аккумулятор, мы не зависим от 220 В. Желательно, чтобы эхолот обладал индикатором заряда батареи — это актуально при многодневных рыбалках.
- Полная водонепроницаемость. Эхолот должен работать под проливным дождём без последствий, а рано или поздно это произойдёт, поэтому при покупке надо обращать внимание на герметичность корпуса. Некоторые производители напрямую указывают на возможность кратковременного погружения прибора в воду без дальнейших последствий для его работы.
- Соединяющие провода. Желательно, чтобы провод, соединяющий эхолот с датчиком и аккумулятором, был гибкий и тонкий, по возможности одного диаметра. Как правило штатный провод эхолота имеет довольно большую длину, из-за чего его приходится сворачивать в пучок... Толстый дубовый провод очень трудно компактно сложить, особенно при использовании зимой...
- Аккумулятор. Если на вашей лодке стоит стационарный аккумулятор, проблема его выбора отпадает. Если такового нет, придётся приобретать дополнительно. Как правило, герметичные свинцовые аккумуляторы емкостью 5 и 7 А/ч и напряжением 12 В нас вполне устроят. Их зарядки хватает на несколько дней работы эхолота. Единственно, на чём не следует останавливать свой выбор — на мотоциклетных аккумуляторах. Они не герметичны, что чревато проливом кислоты со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Стоит ли обращать внимание на символы рыб, которые отображает эхолот? Мой опыт показывает увеличение числа поклёвок в тех местах, где эхолот рисует скопление мелкой рыбы в полводы. По всей видимости идентификация объектов, находящихся вдали от дна не вызывает для него затруднений, поэтому на такие места следует обращать повышенное внимание — в местах большого скопления кормовой рыбы, как правило, всегда держится хищник. Сложнее обстоит дело с распознаванием рыбы у дна. Здесь мне вспоминается один интересный пример. По понятным причинам, модели эхолотов называть не стану. Мы ловили с Александром на закоряженной бровке. Эхолот А. рисовал большое скопление рыбы в корягах у дна, однако поклёвок не было. Ради эксперимента поставили эхолот Б. и с удивлением обнаружили, что рыба словно испарилась. Очевидно, управляющая программа эхолота А. не могла отличить коряги от рыбы, хотя справедливости ради следует отметить, что последние она отображала довольно исправно. А может и наоборот, то было большое скопление бели и эхолот А. не врал. Поэтому не следует слепо доверять показаниям эхолота вблизи дна, особенно в местах со сложным рельефом. Как выход из данной ситуации многие рекомендуют переходить в реальный режим работы эхолота и самому анализировать отображаемые на экране сигналы. При этом следует учитывать, что из-за небольшого размера большинства пресноводных рыб на экранах с малым разрешением мы увидим хаотичное нагромождение точек, которые невозможно будет идентифицировать от обычного шума. Поэтому для работы с реальным сигналом нужен монитор с разрешением 240, а лучше 320 точек по вертикали. Стоят такие приборы не дёшево, да и не стоит преувеличивать возможность работы с реальным сигналом. Поэтому, если в случае с моторами я настоятельно рекомендовал не экономить на его покупке, то в случае с эхолотами в подавляющем большинстве случаев нас устроят простые модели. Главное, чтобы они были выпущены производителем с серьёзной репутацией (Garmin, Eagle/Lowrance, Humminberd, Raymarine), а уж как он будет называться — дело вкуса и кошелька читателя. Монитор эхолота перед рыбалкой необходимо тщательно крепить к лодке. Я не придумал ничего лучше, чем просверлить в банке отверстие и прикрутить стандартный держатель монитора с помощью болта и барашковой гайки. Получилось надёжное и быстросъёмное крепление. В заключение разговора об эхолотах напомню, что его датчик должен быть установлен так, чтобы мы имели возможность работы с прибором в глиссирующем режиме движения лодки.
Следующая не менее важная деталь в арсенале современного троллингиста — навигатор. На широких водоёмах, размеры которых составляют несколько километров, отыскание прежде уловистых мест с помощью одного эхолота либо займёт у нас слишком много времени, либо вообще невозможно. Если с покупкой эхолота я ещё сомневался, то в пользе навигатора не было ни тени сомнения, поэтому приобрёл его при первой же возможности. Ведь ещё два десятка лет тому назад практически каждый рыболов, особенно ловящий на водохранилище, назубок знал азы навигации при помощи створных знаков, расположенных на берегу. Вот только воспользоваться такими знаниями удавалось не часто — то нужного дерева на берегу не окажется, то его вдруг неожиданно спилили, то этот самый берег практически не виден. Впрочем, всё это сейчас может быть интересно только с исторической точки зрения, поэтому попытаемся понять, какие качества современного навигатора для нас наиболее актуальны.
- Точность определения координат. Как скажет физик, здесь нам важно знать порядки, а не абсолютные величины. Учитывая влияние различных помех, точность как правило колеблется в диапазоне 10-100 м. К счастью, в нашем случае условия для приёма практически идеальны, поэтому на воде она ближе к 10 метрам. Не стоит думать, что более дорогие модели обеспечивают более высокую точность, алгоритм обработки получаемых от спутников сигналов везде примерно одинаков. Указанная точность вполне удовлетворяет нашим потребностям, причём даже с избытком. Допустим, нам надо найти затопленное русло. Даже если точность будет порядка 100 м, имея эхолот, отыскать его не составит труда. Или другой пример. Как правило, на крупных водоёмах коряжники имеют впечатляющие размеры, до нескольких километров. Нетрудно понять, что с навигатором мы выйдем на него в кратчайшие сроки.
- Низкое энергопотребление. Навигатор довольно интенсивно расходует батареи. Как правило, во время рыбалки он всегда находится во включённом состоянии (чуть позже читатель поймёт, для чего это надо). Поэтому желательно выбирать модели с более низким потреблением, в этом плане модели с двумя батареями предпочтительнее, чем с четырьмя.
- Водонепроницаемость. Как и любой прибор, используемый на рыбалке, навигатор подвергается воздействию влаги. Поэтому как минимум прибор должен быть защищён от прямого попадания брызг воды.
- Габариты. Желательно, чтобы они были минимальными. Например, мы планируем использовать навигатор ещё и зимой, поэтому большую часть времени он будет проводить во внутреннем кармане нашей куртки.
Все остальные характеристики, как то возможность заливки карт, активный компас и т.д. для нас малосущественны. Маркировать точку удобнее понятными символами. Например, OK4KOR, что означает — пойман окунь, глубина 4 метра, коряжник. Если от эхолота пользу мы начинаем получать практически сразу, то навигатор, подобно коньяку, с каждым годом набирает в цене благодаря всё увеличивающемуся объёму содержащейся в нём полезной информации. Чтобы в одночасье не лишиться всего, что добыто собственным потом и кровью, координаты всех точек нужно дублировать в тетрадь, желательно с краткими пояснениями. Как у спиннингистов существуют именные точки, с которых ловит только их открыватель, так и в троллинге очень часто ловля по чужим точкам не приносит успеха. Очевидно, здесь сказывается фактор веры в место, аналогичный фактору веры в приманку. О том, как отыскивать перспективные места для троллинга, пойдёт речь в последующих частях нашего повествования.
Дополнительные принадлежности
Помимо эхолота и навигатора нам понадобятся багор, ёмкость под рыбу, держатели для спиннингов, кукан, корцанг и таблетки от укачивания. В последнее время мы полностью отказались от подсачека ввиду его громоздкости и трудности выпутывания крючков из дели. Багор намного компактнее и надёжнее. Его несложно изготовить самому, используя 4-5 миллиметровую нержавеющую проволоку, или купить готовый. Самый простой и самый надёжный способ багрения крупной рыбы — удар сверху в область тела. По этой причине не стоит слишком сильно поджимать жало багра к его цевью. Как правило, способ используется, если рыбу не планируется выпускать, держать длительное время на кукане или она зацепилась очень слабо и времени на возню с ней нет. Желательно, чтобы рыбу подбагривал тот, у кого руки не заняты снастью. Когда рыба проходит мимо борта лодки, сначала жало наводится на цель, можно даже коснуться им рыбы, затем резким и коротким взмахом она подбагривается. Естественно, при ловле с надувной лодки нужно соблюдать повышенные меры предосторожности — не позволять рыбе с торчащими наружу крючками подходить слишком близко к борту лодки. Сложнее обстоит дело, если рыбу планируется отпускать. Крупную щуку или судака довольно проблематично брать руками. Правда, крупный судак, оторванный ото дна, всё-таки ведёт себя намного спокойнее щуки и при определённой сноровке его можно взять за брюхо в районе грудных плавников. Багрить желательно под нижнюю челюсть, не повредив языка. Для этого нужна твёрдая рука и крепкие нервы, а рыбу желательно основательно утомить. Подняв рыбу в лодку, нам предстоит ещё одна непростая операция. Как правило, троллинговый воблер — приманка многокрючковая, поэтому при его освобождении нужно соблюдать предельную осторожность. Мне вспоминается один интересный случай, который произошёл со мной на Рыбинке ещё на заре освоения троллинга. Собственно, это был мой фактически первый опыт. Тогда на тройник Тэйл Дэнсера села щука на 4 кг. Мне, подмосковному рыболову, за всю свою сознательную жизнь не поймавшему ничего крупнее 1,5 кг, та щука показалась просто крокодилом. Когда я смог затащить её в лодку, счастью моему не было предела. Корцанга с собой не было, поэтому отцеплять воблер пришлось руками. Во время этой процедуры щука мотнула головой и вогнала один из крючков переднего тройника в большой палец руки. Как я умудрился всё-таки отцепить воблер — до сих пор не могу понять. На моё счастье в ближайшем посёлке (а дело было в выходные), оказался дежурный хирург. Первый вопрос, который он мне задал, был — сколько весила щука? Очевидно, заниматься вызволением крючков из рук и ног незадачливых рыболовов было для него не впервой. Поэтому при работе с воблером нужно соблюдать предельную осторожность, по возможности отцеплять его только корцангом. При этом напарник должен крепко держать трофей двумя руками, ведь скачущая по надувной лодке щука с воблером в пасти запросто может повредить баллон со всеми вытекающими отсюда последствиями. Дальше нам предстоит самый приятный момент — посадка трофея на кукан. О нём так же следует сказать пару слов. Если при ловле с берега нас может устроить самый примитивный кукан, сделанный буквально из подручных средств, то при ловле с мотолодки к нему предъявляются повышенные требования. Прежде всего это повышенная прочность самих застёжек и шнура. Каждая застёжка должна гарантированно выдерживать 10 кг мёртвого веса, поэтому желательно, чтобы она была сделана из сталистой проволоки. Самый комичный случай, для чего это нужно — вы планируете сменить место, сматываете снасти, даёте полный газ и тут до вас доходит, что ход лодки тормозит кукан с добычей... Следующий важный момент, каждая застёжка обязательно должна быть оснащена вертлюгом. Если этого нет, то уже через полчаса катания на буксире трофеи так перекрутят верёвку, что насадить очередной трофей будет довольно проблематично. Размер застёжки должен позволять повесить на неё 2-3 рыб, т.к. в нашем случае длина кукана ограничена расстоянием от точки крепления до гребного винта.
При переходах с места на место очень удобно складывать рыбу в пластиковый ящик, в который в продовольственных магазинах складывают овощи. Рыбья слизь со временем приобретает довольно неприятный запах, который может привлечь крыс и мышей, а уж они не преминут воспользоваться случаем поискать что-нибудь съестное в вашей любимой лодке со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому по возможности нужно стараться избегать контакта рыбы с корпусом надувной лодки.
Держатели для спиннингов, как правило, крепятся к борту или банке при помощи обыкновенной струбцины. Частенько можно услышать вопрос: где при ловле должны находиться удилища, в держателе или в руке рыболова? Ведь держа спиннинг в руке, мы можем придавать воблеру характер неравномерной игры, плавно подтягивая и отпуская его, лучше чувствуется дно и игра воблера, да и поклёвку ощутить рукой гораздо приятнее. Тем не менее, при поиске рыбы довольно утомительно тянуть рукой упористый глубоководник, поэтому наличие на нашей лодке подстаканника может сильно облегчить жизнь. Частенько показания практики идут вразрез с нашими представлениями. С удилищем в подстаканнике это как раз тот самый случай, а именно: не всегда прерывистая проводка воблера даёт нам увеличение поклёвок. Поэтому, если решили перекусить на ходу или просто рука устала, смело ставьте удилище в держатель — на количестве поклёвок это скажется не сильно. При своей кажущейся простоте подстаканники для спиннингов стоят довольно дорого, как впрочем и всё специализированное троллинговое оборудование. В своё время меня «задушила жаба» отдавать за него 50$ и я не придумал ничего лучше, чем сварганить конструкцию, показанную на фото. Думаю, при наличии определённой фантазии, нечто подобное можно соорудить на любой лодке, взяв за основу отрезок сантехнической трубы и кусок верёвки.
Завершая данный раздел, скажем пару слов об укачивании. На большой воде этот явление способно серьёзно испортить нам всю рыбалку. Как правило, нетренированный человек довольно быстро начинает ощущать синдромы морской болезни даже при небольшом волнении. Самый простой способ не «позеленеть» в лодке — купить специальные таблетки от укачивания, благо сейчас они продаются практически в любой аптеке. Двух-трёх таблеток вполне достаточно, чтобы обезопасить себя на весь день. Все мы любим после рыбалки посидеть у костерка, отдохнуть от городской суеты, поесть ухи и жареной рыбы, ну и, конечно, принять боевые 100 г за рыбалку. Главное — не переусердствовать в этом деле, если на следующее утро нам опять предстоит выход на рыбалку. Последствия вчерашнего возлияния самым негативным образом могут сказаться на нашем самочувствии при волнении.
О напарнике
Проведя столь грандиозную подготовку к рыбалке, желательно обзавестись хорошим напарником. Отправляться в одиночку на большую воду довольно опасно, многие действия, например выматывание спиннингов при поклёвке, освобождение зацепившейся приманки, подбагривание рыбы, манипуляции с лодкой и мотором будут гораздо удобнее, если вы располагаете лишней парой надёжных рук. Да и вернувшись с рыбалки, забот как правило хватает. Один собирает дрова и ставит палатку, другой чистит рыбу, варит уху и т.д. Если рулевой активно участвует в процессе ловли, например отслеживает ход лодки по бровке, наблюдает за показаниями эхолота и навигатора, то его напарнику фактически уготована роль статиста. Такое положение дел, особенно при длительном отсутствии поклёвок, может устроить далеко не каждого, поэтому ваш напарник должен быть что называется троллингистом до мозга костей, понимающим ваши действия с полуслова.
Если ловящие бок о бок спиннингисты являют собой два обособленных индивидуума, то находящиеся в одной лодке два троллингиста представляют из себя единое целое.
Поговорка «Рыбак рыбака ненавидит издалека» здесь абсолютно не действует, а любая пойманная рыба рассматривается как заслуга всего экипажа. Кого-то такое ограничение индивидуальности рыболова вполне устраивает, кого-то нет, может в этой свободе выбора из всего многообразия стилей и способов рыбалки и заключается одно из её главных достоинств.
Обсудить эту статью на форуме