Другое дело, чего греха таить, УАЗ. Машина несовершенная. И то, что в ней не так комфортно, как хотелось бы, бывалые люди знают. А когда отправляешься в долгожданное путешествие за желанным трофеем, меньше всего хочется отвлекаться на посторонние вещи. В том числе думать о транспорте. Вот и терпят наши братья-охотники всяческие лишения, лишь бы всецело отдаться любимому делу. А, как оказывается, — зря.
Сегодня хотелось бы поговорить о тюнинге УАЗа. Предупреждая реакцию читателя, скажу, что настоящий тюнинг ничего общего не имеет с показушной неумеренностью, которую все чаще теперь можно встретить на наших дорогах. Настоящий тюнинг — это прежде всего баланс, призванный всецело служить удобству.
Остановлюсь на примере очень удачного, на мой взгляд, тюнинга УАЗа 3159 «Барс», детища тюнинг-ателье «Галагрин». Владелец автомобиля — заядлый охотник, поэтому автомобиль делался с учетом условий, в которых проходит большинство охот.
Почему именно «Барс» 3159, а скажем, не какой-нибудь Hunter? «Барс» имеет более длинную базу и, значит, больше места в багажнике. Но это — кому как удобно. В данном случае всяческая охотничья амуниция помещается в большой багажник. А если тюнинговать УАЗ для других целей, то можно остановиться и на Hunter.
Основной задачей тюнинга автомобиля было создать водителю комфортные условия для езды, обеспечить устойчивую скорость 100 км/ч на шоссе и добиться максимально возможной проходимости по бездорожью. Для этого пришлось заменить или модифицировать многие главные узлы.
КУЗОВ
Кузов охотничьего внедорожника должен быть прочным, поэтому, для начала, внутри УАЗа установили каркас для обеспечения должной безопасности водителя и пассажиров при возможном опрокидывании. Обычные бамперы заменили на силовые, способные выдержать любой удар и стойкие к деформациям. Причем задний изготовили сами мастера «Галагрина», а передний — производства фирмы «РИФ», доработанный под широкую колею. Помимо «кенгурятника» установлена дополнительная оригинальная защита на фары.
Сам кузов поднят на 10 сантиметров. На глухой проселочной дороге, где встречаются и камни, и колдобины, и даже пни, увеличить расстояние между днищем автомобиля и землей было необходимо. На колесные арки поставили расширители. В расширенные арки можно было поставить и 40-дюймовую резину, но мастера остановились на 36-дюймовой. Ни к чему УАЗу огромные колеса. Спереди и сзади установили две лебедки фирмы Come.up., усилием 4 тонны каждая. Кроме них в комплекте имеется реечный домкрат High Lift. Когда лебедки бессильны или нет возможности их использовать, а машина села на днище, домкрат устанавливается на бампер или любую другую удобную точку кузова. В результате автомобиль можно передвинуть на более твердую почву.
Охотникам знакома картина: едешь по дороге на машине и видишь — по обочинам на деревьях сидят птицы. Но стоит остановиться и открыть дверцу автомобиля, как желанная добыча улетает. Птица не реагирует на автомобиль, зато реагирует на человека. Чтобы предусмотреть подобные ситуации, на крыше был сделан широкий люк, несколько смещенный вперед, через который удобно вести охоту, причем не только по птице. Люк имеет уникальную конструкцию и герметично закрывается, не допуская проникновения влаги или воздуха. Багажник автомобиля полностью обит дюралем, поэтому после перевозки добытого трофея покрытие легко можно отмыть от грязи. Кроме того, на крышу установлен багажник с креплениями для сантреков, лесенки — по бокам автомобиля и защита боковых стекол, всё фирмы «РИФ», доработанное мастерами-галагриновцами. На капоте предусмотрены крепления для двух лопат.
ПОД КАПОТОМ
Здесь машина претерпела довольно серьезные изменения. Заводской двигатель был заменен на двигатель УМЗ 249 ручной сборки, выпускающийся ограниченными партиями, мощностью 150 л.с., объемом 3 л, с максимальным усилием 25 кг, обладающий высоким крутящим моментом на низких оборотах. Большое количество дополнительного оборудования потребовало больших энергозатрат. Для этого установили два гелевых аккумулятора по 75 А/ч каждый. Преимущество гелевых аккумуляторов перед кислотными очевидно: они не боятся сильных разрядов и низких температур. Езда по асфальту и по грунту требует разного давления внутри колес. Установленный новый компрессор фирмы «Беркут» решает эту проблему за считанные минуты. В каждый из двух топливных баков для надежности поставили свой электробензонасос с электромагнитным клапаном переключения. Два независимых прибора показания уровня топлива информируют о наличии бензина в каждом из бензобаков. Генератор заменили на 105-амперный.
Для того чтобы «играючи» переехать реку вброд, забор воздуха производится через шноркель, а двигатель загерметизирован.
Вместо барабанных тормозов поставили дисковые, на каждое колесо установили по два амортизатора от Land Crouser 80. Сцепление заменили на более надежное — от BMW 538. Гидроусилитель — немецкий ZF. Выхлопная система была поднята, опять же для увеличения проходимости. Когда собирали данный автомобиль подходящей надежной 5-ступенчатой коробки передач не нашлось, поэтому мастера использовали 4-ступенчатую с первичным валом, как у 5-ступенчатой от ГАЗ-69, с понижением 2,89. В обоих мостах поставили блокировки: передний мост — с самоблокирующимся дифференциалом, задний имеет принудительную блокировку с гидравлическим приводом. Это очень удобно, если машина начала буксовать. Валы бортовых редукторов усилили, сделав их из торсионной стали, чтобы не срезало.
В САЛОНЕ.
Одна из причин, по которой УАЗ принято считать недостаточно комфортным автомобилем, — зимой в нем холодно. Очень. Да и стекла потеют. А штатный отопитель — шумный и неэффективный. Какая уж тут комфортная езда! Заменили печку. Вместо нее поставили тюнингованный отопитель НАМИ, а также дополнительный, фирмы Kalory, — под переднее пассажирское сиденье. Кроме того, был установлен автономный отопитель Webasto (подробнее о нем читайте на стр. 25). Когда мастера взялись переделывать интерьер, в первую очередь изготовили новую приборную панель, обтянутую кожей. Все пластиковые переключатели поменяли на более надежные — металлические авиационные тумблеры. Установили тахометр. Была сделана полная шумо- и виброизоляция материалами фирмы STP. Электропроводка заменена на новую, более надежную.
Машина получилась уникальная и единственная в своем роде. Первостепенной задачей было сделать автомобиль для охоты и, думаю, у мастеров это получилось.
Чем в данном случае полезен тюнинг? Каждая деталь здесь сделана с учетом условий дальнейшей эксплуатации и поэтому призвана быть максимально полезной.
Я рассмотрел пример тюнинга на отдельно взятом примере. В заключение хочу добавить, что возможности модификаций безграничны. Все зависит от специфики использования автомобиля. В нашем случае УАЗ делался для охоты, а там главное — удобство вождения при максимальной проходимости. Мастера с этой задачей справились, за что им честь и хвала.
Е. Сотников