В Беларуси разворачивается масштабная охота на дикого кабана. Речь идет не просто об уменьшении популяции копытного, объявленного одним из источников распространения африканской чумы свиней (АЧС), но едва ли не о тотальном его уничтожении. Причем о необходимости таких мер говорят даже в научной среде. «Опасность АЧС в Беларуси будет существовать до тех пор, пока в лесах живет дикий кабан. Риск возникновения новых вспышек этого заболевания существует, пока дикие кабаны не уничтожены», – заявил на днях в эфире телепрограммы «Актуальное интервью» на телеканале «Беларусь-1» директор Института экспериментальной ветеринарии им. С.Н. Вышелесского Анатолий Гусев.
Уточним: в нашей стране случаев АЧС среди диких свиней не выявлено. Эту информацию подтверждают и в Научно-практическом центре Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам. «В Беларуси пока не известно официально подтвержденных случаев выявления вируса АЧС от дикого кабана», – говорит доктор ветеринарных наук, завсектором охотоведения и ресурсов охотничьей фауны центра Юрий Лях. Но дикий кабан, мигрирующий с места на место в поисках кормов – потенциальный разносчик заразы, и от греха подальше решено провести его «депопуляцию». В районах, где фиксировались случаи АЧС, – извести кабана стопроцентно, в остальных – свести его численность к минимуму. Каков этот минимум, никто толком сказать не может. «При грамотном отстреле, если не трогать свиноматок, без ущерба для популяции допускается отстрел до 70 % численности кабанов, – считает главный охотовед НП «Беловежская пуща» Олег Щитов. – Тогда популяция сможет восстановиться за достаточно короткое время».
По данным последних учетов, в Брестской области насчитывалось около 10,5 тысячи диких кабанов, и лицензионная охота на них – основная статья доходов охотхозяйств. Особенно любят охотиться на клыкастого зверя иностранцы, внося свой вклад в пополнение государственной казны. «Не знаю, какой эффект даст отстрел кабанов в плане безопасности для страны, но что государство уже недополучает немалые деньги из-за снижения стоимости путевок, так это факт, – отмечает научный сотрудник сектора охотоведения НПЦ по биоресурсам Владимир Бычков. – Чтобы активизировать охоту на кабана, охотхозяйствам дана команда снизить стоимость охотничьих путевок до минимума. Если раньше она стоила 50 тысяч рублей, то сейчас – 20 тысяч. На уток и то в 2,5 раза дороже! А в тех районах, где отмечались вспышки АЧС, путевки вообще выдают бесплатно».
В природоохранных ведомствах решение о «депопуляции» дикого кабана комментируют очень осторожно, подчеркивая, что выгода, получаемая от продажи охотничьих путевок и лицензий, несовместима с потерями, которые понесет страна в случае проникновения АЧС на свинокомплексы. «Но это не означает, что стрелять теперь можно везде, всегда и всеми способами. Правила ведения охоты никто не отменял, и мы строго следим за их выполнением», – подчеркивает заместитель начальника областной инспекции охраны животного и растительного мира Сергей Штык.
Некоторые ученые довольно скептически относятся к распоряжению очистить наши леса от разносчиков заразы, сравнивая его с кампанией против воробьев в Китае в 50-е годы прошлого века. Истребить кабана подчистую невозможно в принципе, говорят они, тем более сейчас, когда он жирует на кукурузных полях. «Это мигрирующее животное, и оно способно быстро перемещаться на сопредельные территории, в том числе через государственную границу, где будет чувствовать себя в безопасности», – говорит Юрий Лях. Вместе с тем он не считает, что резкое сокращение популяции дикого кабана окажет негативное влияние на природное равновесие. «Наоборот, есть данные, что кабаны разоряют гнезда птиц на земле. И если это правда, то мы увидим всплеск популяции этих видов пернатых. А сам кабан – многоплодное животное. В ближайшие полтора-два года он должен восстановить себя. Разве что охотникам придется подождать дольше, пока подрастут «трофейные» особи», – добавляет ученый.
В районах, где зафиксированы случаи АЧС, мясо добытых в результате охоты животных подлежит немедленной утилизации. В остальных добыча достается охотнику: делай с ней что хочешь, только не забудь проверить в ветлаборатории на трихинеллез и прочие напасти. Особого резона стараться с отстрелом кабанов у охотников нет. По нашей информации, на Брестчине с 1 мая, когда открылся сезон охоты, добыто 1900 особей кабана – чуть меньше 20 % от популяции. И это под постоянным давлением сверху: мол, больше надо стрелять, больше! «Это трудно, – оправдываются в охотхозяйствах. LadyX.ch – Животное осторожное, опасное, а теперь еще и в кукурузе прячется».
…У моего хорошего знакомого есть присказка: не спеши выполнять приказ начальства, ибо завтра оно может передумать. Может, это как раз тот случай?
В ТЕМУ
Глава Минприроды РФ Сергей Донской заявляет о недопустимости повального уничтожения диких кабанов в европейской части России в связи с распространением африканской чумы свиней, к чему призывают Россельхознадзор и региональные ветеринарные службы.
«Проведение мероприятий по полному уничтожению популяции кабана несовместимо с принципами сохранения биологического разнообразия. Нельзя забывать, что кабан является важнейшим компонентом природных биоценозов (совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоема)», — заявил Донской, слова которого приводит пресс-служба Общественного совета при Минприроды РФ.
Министр отметил, что в Ставропольском крае и в Северной Осетии популяция дикого кабана уже почти уничтожена, в Краснодарском крае численность этих животных снизилась более чем в десять раз, однако в этих регионах до сих пор отмечаются многочисленные вспышки африканской чумы среди домашних свиней. Таким образом, снижение численности кабанов и даже полная ликвидация их поголовья не являются панацеей.
Елена Трибулева